Выявляем типы собеседников.

Некоторые психологи весь процесс общения или коммуникативное поведение человека в общении, условно разделяют на две части: первичное коммуникативное поведение – это та часть общения, которая полностью зависит от того человека, который первым вступает в контакт; вторичное коммуникативное поведение – это реакция человека на действия партнера по общению. Составляющими успеха коммуникативного поведения является умение распознавать психологические типы собеседников, правильно ориентироваться в каждом этапе общения, подбирать соответствующие цели формы и методы обсуждения проблем.

Тем, кто занимается бизнесом и использует беседы для решения деловых проблем, поможет знание классификации типов людей, предложенной психологом А. Егидесом. Он разделяет людей на семь психотипных групп и описывает особенности каждой из них.

К первой группе относятся люди порядочные, дисциплинированные, те, кто определяют четкий порядок для себя и других и жестко придерживаются его. Их педантичность иногда раздражает, но они все делают в полном объеме и в срок. Иногда они бывают агрессивными, но умеют сдерживаться. Им можно доверять, возлагать на них ответственность за решение конкретных вопросов.

Ко второй группе относятся люди, которые живут радостно и выделяются своей добротой, отзывчивостью. Они имеют много знакомых, коммуникабельны и очень мобильны. В беседе с ними можно получить различную интересную информацию. Однако одновременно в их действиях нет четкости и точности. Если они возьмут в долг деньги, то забудут отдать, если что-то пообещают, то могут не сделать.

В третью группу входят люди, имеющие хороший вкус, элегантность, пластичность. Они выделяются своим артистизмом, умеют устанавливать контакты, могут найти выход из трудного положения. Умело организуют приемы, презентации, встречи, но серьезную кропотливую или аналитическую работу могут провалить.

К четвертой группе относятся люди не очень контактные. Это тип людей эмоционально холодных, с развитым ассоциативным мышлением. Среди них много талантливых художников, ученых, изобретателей. Они – генераторы идей, умеют предложить различные варианты решения задач, найти нестандартные решения, но общаться с ними трудно. Их жизненная энергия направлена на себя.

Пятую группу составляют люди, которых часто называют сентиментальными. Они отзывчивые, робкие, застенчивые, ранимые, умеют сочувствовать, вносят атмосферу человечности и надежды. Когда возникают трудности в работе или в личных делах, то на помощь приходят, прежде всего, люди именно этого типа.

Шестая группа – это конформисты, реализующие лучше всего чужие идеи. Они, как правило, легко присоединяются к мнению других. Ни о чем не спрашивая, не рассуждая, конформисты легко соглашаются выполнить порученное дело. Люди этого психотипа могут иногда принять и самостоятельное решение, но в основном ждут, чтобы им сказали, когда, что и как надо сделать.

К седьмой группе, по мнению А. Егидеса, можно отнести людей, которые не могут заниматься бизнесом и быть менеджерами. Это – люди неустойчивые, легко меняющие свое мнение и недоверчивые. Во время разговора с ними трудно быть уверенным в положительном результате беседы.

Вокруг нас есть все психотипы. Важно, общаясь с ними, уметь их распознавать и учитывать их особенности.

В общении каждый человек проявляет свои особенности, которые обусловлены его характером, темпераментом, вниманием, памятью, эмоциями, личностными чертами и качествами, то есть его психологической природой.