Деловой этикет в работе бизнес–тренера.

В настоящее время и в общественной жизни, и в отдельных бизнес-организациях наблюдается явный дефицит хороших манер. Этот аспект, оказывающий прямое влияние на качество общения, обуславливает расширение компетенции бизнес-тренера. Перед ним встают задачи не только обучения принципам правильного взаимодействия в коллективе и качественного выполнения своих должностных обязанностей, но и объяснение важности соблюдения делового этикета, донесение его основных норм и принципов до каждого сотрудника. Ведь недостаточно просто лишь определить необходимые стандарты поведения, являющиеся обязательными для данной организации, и подписать приказ об их введении. Предписанные рекомендации будут работать только в том случае, если систематически обучать всех сотрудников необходимым манерам делового общения.

Целью бизнес-тренера является раскрытие смысла и важной роли именно делового этикета для развития бизнеса и собственного карьерного роста в рамках проводимых семинаров и бизнес-тренингов. Необходимо не только ознакомить персонал с правилами делового общения, но и растолковать заложенный в них смысл, и указать на неминуемые последствия несоблюдения этикетных норм. Причем обучение не должно происходить только на теоретическом уровне. Чтобы прочно закрепить правила этикета в сознании сотрудников, следует отрабатывать их на практических семинарах, переводя нормы в статус полезных привычек.

Не всегда приходится ждать быстрых положительных результатов. Ведь процесс обучения нормам делового этикета является непростым, а зачастую, даже болезненным мероприятием. Это связано с тем, что обучаются люди, уже сложившиеся в профессиональном плане, которые имеют собственное мнением и взгляды на жизнь. Поэтому резкое сопротивление оказывается таким аспектам, как введение дресс-кода, корректирование речевого поведения, требование телефонного этикета. Эти вопросы наиболее горячо обсуждаются и вызывают многочисленную критику и дебаты, а иногда – и полное неприятие нововведений или даже обесценивание самого смысла делового этикета.

Наиболее эффективные результаты могут быть достигнуты в результате долгосрочного обучения. Не следует забывать, что хорошие манеры сотрудников компании – одна из необходимых составляющих ее прибыльной и успешной работы. Ведь стать достойным деловым партнером не только для отечественных, но и для зарубежных компаний может стать организация, в полной мере владеющая общепринятым в мире бизнеса деловым этикетом.

Для успешной работы бизнес-тренеру необходимо обладать такими качествами:

Открытость и коммуникабельность;

Легкая обучаемость;

Уверенность в собственных силах;

Способность слышать и убеждать;

Настрой только на положительный результат;

Обеспечить эффективное обучение правилам делового общения и этикетным нормам тренер может с помощью таких методов, как строгое соблюдение собственного этического кодекса, демонстрация результатов на примере более быстрого карьерного роста тех сотрудников, которые всегда придерживаются этикетных норм.

Что касается собственного этического кодекса каждого базнес-тренера, он должен основываться на таких основных моментах:

-ориентация на такие ценности как целостность, уважение и справедливость, ответственность, независимо от того, имеет обучение платную форму или нет. Только ответственный человек, относящийся с уважением к другим, может быть достойным учителем и примером для подражания.

-отсутствие дискриминации. Любой бизнес-тренер должен принимать во внимание не только собственные стереотипы, но и учитывать предубеждения обучаемого контингента.

На любых этапах обучения недопустимо проявление каких-либо принципов дискриминации. Бизнес-тренер должен ненавязчиво убеждать в правильности преподносимых идей, не переходя на личности. Ни в коем случае не допускается подчеркивание неправильного поведения конкретных сотрудников.

-обеспечение безопасного обучения. Именно на бизнес-тренере лежит ответственность за безопасность сотрудников в процессе обучения на любом его этапе.

-выполнение работы в соответствии с профессиональной компетенцией. Другими словами, бизнес-тренер обязан придерживаться предоставленных ему полномочий и не выходить за их рамки. Передаваемая информация должна быть достоверной и тщательно изученной ним самим. Бизнес-тренер должен помнить, что он, в первую очередь, учитель, а только потом – помощник руководителя.

-принцип конфиденциальности. Обязанностью бизнес-тренера является донесение до сведения участников, какова степень конфиденциальности информации, получаемой в результате собеседований и совместных тренингов. Любой сотрудник вправе потребовать неразглашения предоставляемой ним информации, если она касается его личных интересов.

-оглашение сроков подписанного контракта. Сроки планируемого обучения должны быть сообщены участникам в самом начале процесса. Любые возможные изменения должны предварительно согласовываться. Сотрудники должны четко понимать, чему и за какое время они должны научиться, это повышает мотивацию.

-поддержание необходимой дистанции между тренером и обучаемым персоналом. Ни в коем случае эта граница не должна быть разрушена. Для бизнес-тренеров недопустимо смешение личных привязанностей и симпатий с рабочими формальными отношениями. Любые взаимодействия в рабочее время должны иметь только деловой характер и быть объективными.

Соблюдение таких принципов профессионального этикета дает возможность обеспечить наиболее комфортный процесс обучения, как для обучаемого персонала, так и для самого бизнес-тренера. Любое отступление от правил может привести к возникновению противостояния между сторонами, что, безусловно, скажется и на отношениях между сотрудниками, и на качестве обучения.

В завершение хочется задать следующий вопрос: «Считают ли все руководители целесообразным обучение деловому этикету, отнимающее немало времени и денежных средств, или большинству достаточно знания обычных правил вежливого общения?».