Плюсы и минусы франчайзинга

В наше время развить бизнес с нуля крайне сложно. Неравная конкуренция с большими развитыми субъектами рынка, недостаток опыта предпринимателей в России и СНГ, недоверие потребителя, вызываемое появлением каждой новой фирмы, оказываются подчас непреодолимыми препятствиями для успешного старта собственного дела.

Выходом из ситуации, есть все более популярная практика франчайзинговых сетей. Есть много различных форм франчайзинга.Существует просто соглашение на пользование торговой маркой, в котором компания-франчайзи имеет доступ к товарам и право участвовать в создании рекламы. Некоторые соглашения на пользование торговой маркой представляют многоуровневую маркетинговую систему, где компания-франчайзи может создавать суб-франчайзинговые компании.

Другая форма франчайзингадилерство или создание дистрибьюторной фирмы. Товары поставляются компанией-франчайзером, но компания-франчайзи имеет право решать по поводу местоположения бизнеса, дизайна и управления. Компания-франчайзер может устанавливать требования, касающиеся инвентаря.

Плюсы

Некоторые преимущества франчайзинга для покупателя франшизы очевидны и исходят из самого определения этого бизнеса, другие не столь явны. Все бонусы, которые несет в себе франчайзинг, можно объединить в несколько больших групп.

  • Минимизация рисков

Запуская франчайзинговый бизнес, Вы идете по дороге, которую до Вас уже многократно прошел франчайзор. Вы используете успешный опыт и избегаете ошибок, которые совершены до Вас. Ваш франчайзор кровно заинтересован в вашем успехе, потому что вы обеспечиваете ему не только развитие сети, но и поддержание репутации. Поэтому он будет разносторонне помогать Вам, воспринимая Вас как важнейшего партнера по бизнесу.

  • Юридическая самостоятельность

Являясь звеном в сети предприятий Франчайзора, Вы остаетесь независимым владельцем бизнеса и работаете с франчайзором на исключительно договорных условиях.

  • Экономия на расходах

Изучение рынка, обучение сотрудника, поиск успешных бизнес-технологий, разработка маркетинговой стратегии, реклама, поиск поставщиков – эти и другие весьма дорогостоящие аспекты успешного бизнеса берет на себя франчайзор. Более того: когда вы покупаете франшизу, вы покупаете бизнес, уже доказавший свою эффективность, а не начинаете с поиска наилучшего пути.

  • Возможность выбора деятельности

Вы всю жизнь хотели открыть кофейню, но ничего не знали об этом бизнесе? Мечтали работать в туристической отрасли, но до сих пор путаете турагентство с туроператором? Собственный бутик одежды – ваша мечта? Франчайзинг – это как раз та модель бизнеса, которая позволит вам с успехом освоить интересный, но незнакомый для вас бизнес.

  • Использование известного и завоевавшего лояльность потребителей брэнда

Покупая франшизу, вы покупаете имя, имидж и репутацию франчайзора. Вы запускаете не новый бизнес – Вы открываете новое предприятие давно существующей сети.

  • Доступность инноваций и новых технологий

Все новейшие решения и разработки Франчайзора будут предложены и Вам. Вы сможете всегда оставаться «в струе», тогда как, действуя в одиночку, Вам бы пришлось огромное количество времени тратить на поиск и изучение новых технологий.

  • Удовлетворение от участия в коллективном бизнесе

Франчайзинг – отличная возможность работы в коллективе с сохранением всех атрибутов независимого предпринимателя. Франчайзи могут делиться опытом и наработками друг с другом и помогать друг другу, поскольку они «делают общее дело», и успешность каждого предприятия отражается на всей сети.
Поддержка со стороны опытного партнера

За вашей спиной всегда стоит «старший брат» – компания-франчайзор. Она не меньше Вас заинтересована в успехе предприятия, и всегда будет готова помочь.

Риски

  • Не проработанность, незрелость фрашиз

К сожалению, до сих пор в России встречаются Франчайзоры, которые продают франшизы, недостаточно отработав свою бизнес-систему. Кроме того, для запуска программы франчайзинга Франчайзор должен не только доказать успешность бизнес-системы, но и решить массу вопросов для запуска программы франчайзинга, в том числе:

Проработка экономической модели франшизы для разных условий;

Подготовка системы обучения и поддержки Франчайзи, включая создание отдела франчайзинга в компании;

Проработка политики неконкуренции франчайзи между собой и с предприятиями франчайзора;

Формализация бизнес-процессов, представление их в удобной для Франчайзи форме;

Отработка процесса запуска франчайзингового предприятия;

Разработка и внедрение системы контроля франчайзи;

Решение вопроса IT-взаимодействия с Франчайзи, включая синхронизацию IT-систем Франчайзора и Франчайзи;

Детальное правовое оформление отношений с франчайзи;

и множество других вопросов.

  • Неоправданная негибкость франчайзора

Также встречаются франчайзоры, которые не прислушиваются к мнению франчайзи, полагая, что они лучше знают.

  • Односторонний отказ франчайзора от договора по любым основаниям

Как правило, Франчайзоры в своих договорах перечисляют все мыслимые и немыслимые основания для одностороннего расторжения договора. Этот минус франчайзинговых отношений выявляется анализом договора франчайзинга и предупреждается жестким диалогом по условиям договора франчайзинга.

  • Внутренние противоречия в компании Франчайзора

В компании Франчайзора могут быть такие внутренние проблемы, как:
Неверная система материальной мотивации у сотрудников, обслуживающих франчайзинговую деятельность;
Недостаток полномочий у сотрудников отдела франчайзинга;
Перегруженность сотрудников отдела франчайзинга работой и др.

Застраховаться от подобного можно лишь при надлежащем анализе франшизы и франчайзора.

  • Недостаточная и ложная информация о франшизе

Способ защиты все тот же: самый скрупулезный анализ франшизы.

  • Неспособность Франчайзора управлять ростом сети

К сожалению, избежать такого глобального риска практически невозможно, если Франчайзор не подготовил прочный фундамент для своей франчайзинговой программы.
Ликвидация, реорганизация и смена собственника компании-Франчайзора, влекущие сворачивание программы франчайзинга.

Такой риск практически невозможно предсказать, однако можно предусмотреть его последствия в договоре франчайзинга.