Путь к новым бизнес-идеям

«Прогулявшись по пляжу

И обретя всего одну хорошую идею

(Которая Впоследствии Станет Основой Прибыльного Бизнеса),

Вы проделали гораздо более ценную и важную работу,

Чем за целую жизнь напряженного труда!»

Гари Хэлберт.

Бизнес не бывает без идеи. Где найти плодотворную идею? Если идея найдена – как правильно просчитать все риски?

Путь к бизнес-идее порой бывает совершенно неожиданным. Например, отец и сын, владельцы небольшого предприятия, пришли к своей бизнес-идее через любовь к отдыху на собственной даче. Поняв, что печи и камины будут всегда востребованы среди дачников, они использовали преимущества своей «территориальной близости» к потенциальным клиентам. То есть не надо ехать, делать заказ в одной из городских фирм, если рядом хорошо знакомые соседи отлично кладут печи и камины. Реклама в формате «сарафанного радио» привела к тому, что работы у печников-дачников хватит на много лет.

Есть и множество других историй основания малого и среднего бизнеса через личный опыт. Например, одна супружеская пара страшно любила путешествовать и изъездила по турпутевкам практически всю планету. Изучив на собственном опыте все плюсы и минусы туристического бизнеса, супруги открыли свое дело.

Многие находят бизнес-идеи с помощью Интернета, читают специализированные журналы. В журналах «Секрет фирмы», «Компания», «Бизнес-журнал», «Деловой квартал» и т.д. есть целые рубрики, посвященные различным бизнес-идеям. Не помешает и наблюдение за успешными фирмами.

Один из самых сложны путей – поиск бизнес-идеи через инновации, научные наработки исследовательских институтов и вузов. Однако это один из самых затратных путей, так как требует достаточно серьезных инвестиций и подвержен высокой степени рисков. Это одна из разновидностей венчурного бизнеса.

Иногда достаточно взглянуть по-новому на собственное хобби, как сделал это веб-дизайнер Дмитрий Козлов. Больше года назад он побывал в Нью-Йорке, где пристрастился к игре маджонг. В России купить игру не получилось: в большинстве магазинов про нее даже не слышали. “Я тогда и подумал: а почему бы самому не заняться продажей этой игры,– говорит Дмитрий Козлов.– Съездил в Нью-Йорк, скупил в китайском квартале весь имевшийся в лавках маджонг и привез его сюда. Продавать решил через интернет-сайт”. Первую партию (1000 штук) раскупили за два месяца. Успешный дебют натолкнул на мысль: можно продавать и другие малоизвестные в России игры. Вскоре Дмитрий Козлов начал торговать китайскими шахматами сянцы, го, японскими шахматами сеги и всевозможными головоломками. “Еще столько всего интересного можно найти,– рассуждает Дмитрий Козлов.– Летом собираюсь привезти наборы для крокета”.

Правда, сверхприбылей сайт Козлова “Великий Могол” не приносит, но это владельца бизнеса не очень беспокоит: главное, что заниматься таким делом интересно. В этом и основное преимущество подхода: становится по-настоящему важен процесс, а не результат. Не случайно в книге “Задачи менеджмента в XXI веке” Питер Друкер агитирует именно за этот путь в бизнесе: по его мнению, работать нужно для того, чтобы скопить стартовый капитал и посвятить себя бизнесу для души.

Предприниматель из штата Висконсин Скотт Мюттью разрушил компромисс между скоростью и ценой. Разносчики пиццы давно стали анекдотическими персонажами, перед которыми захлопывают дверь, не желая платить за остывшую, пусть и недорогую пиццу. Мюттью, основавший в марте этого года компанию SuperFastPizza, решил эту проблему. Он оборудовал обычный фургон холодильником, электродуховками и беспроводным интернет-каналом. Благодаря этому водитель смог принимать заказы через интернет, класть пиццу в духовку и максимум через 15 минут доставлять ее к потребителю – как минимум в два раза быстрее, чем традиционные поставщики.

Все дело в том, что можно придумать идею, даже не двигаясь с места,– достаточно просто перестать суетиться и повнимательнее посмотреть вокруг себя. Но, люди боятся открывать свой бизнест.к помимо поиска бизнес-идеи, самой главной проблемой является правильная оценка предстоящих рисков. Риски зависят от множества причин, но для России характерны общеполитические риски. К сожалению, не всегда можно предусмотреть все планы правительства, касающиеся экономической политики государства.

Найти оригинальную идею не просто, но возможно. Главное – генерировать как можно больше идей и не бояться объединять их, оставляя самые «безумные комбинации». Отдельный, и самый трудный путь – рыночная реализация. Страшно, конечно, но практика – великий учитель. Ничего не получается только у того, кто ничего не делает.