Комплексное управление качеством


Комплексное управление качеством.
Комплексное управление качеством.
Мировой опыт развития комплексного управления качеством.
До начала двадцатого века все заботы о качестве продукции сводились только к выполнению контрольных мероприятий, встроенных в общий процесс управления компанией. Применялись унификация и стандартизация деталей, инструментов и приемов труда. На предприятиях использовались:
— испытания готовой продукции;
— операционный контроль в ходе изготовления;
— входной контроль материалов.
По ходу усложнения выпускаемой продукции и обострения конкуренции, все большее значение приобретало качество продукции, которое стало основой конкурентоспособности. Это привело к тому, что разрозненные мероприятия по обеспечению качества были заменены системным подходом и комплексным управлением качеством продукции.
В 30-х годах двадцатого века сотрудник компании «Белл» из США ввел в работу контрольные карты и положил начало статистическому контролю качества. Но уже в 60-х годах статистического контроля стало недостаточно, так как контроль качества распространился за пределы процесса производства. Тем не менее Японские фирмы продолжали использовать и усовершенствовать статистические методы, куда входили кружки качества и подготовка кадров, и предусматривалось активное участие всех работников компании.
Комплексное и тотальное управление качеством.
В середине двадцатого века управление качеством с учетом все большего количества факторов, которые имеют влияние на качество, и с использованием опыта американских, японских и европейских компаний приобрело системный, комплексный характер.
Согласно стандарту ИСО 8402, комплексное управление качеством — это скоординированное воздействие руководства всех уровней и персонала на каждый этап создания продукции и учет любых факторов, существенно влияющих на качество.
Комплексный подход был реализован в качестве систем, которые формировались не только в Европе, Японии и США, но и в СССР. Саратовская система изготовления продукции без дефектов, разработанная в середине 50-х годов, учитывала проценты сдачи продукции контролерам ОТК. В зависимости от этого был установлен уровень материального и морального поощрения работников. Эта система в дальнейшем преобразовалась в систему труда без дефектов, в которой дополнительно учитывались культура и ритмичность производства. Кроме того, в СССР была разработана система, в которой главными являлись качество, ресурс с первых изделий и надежность продукции. Директивным порядком внедрялась система КС УКП, при помощи которой качество советской продукции должно было значительно улучшиться. Все участвовали в борьбе за качество, существовала даже пятилетка качества, а самым лучшим изделиям присваивали «Знак качества». В 87 году была введена государственная приемка продукции. Но данная деятельность не привела к достижению желаемых результатов, да и не могла привести. Без учета человеческого фактора и введения современных технологий, применения данных мер было недостаточно. Экономическая система, использующая жесткий контроль валового выполнения плана, не могла побудить предприятия к выпуску качественной продукции. Тем не менее, данные системы позволили объединить разрозненные элементы управления качеством в одну систему. Впоследствии система КС УКП была доведена до международных требований стандартов по управлению качеством (ИСО серии 9000), первую редакцию которых выпустили в СССР в 88 году.
Комплексное управление качеством.
В конце 80-х годов комплексный подход был преобразован в тотальное управление качеством, где помимо участия всего персонала подразумевалось настойчивое руководство качеством высшей администрацией, подготовка и обучение всех членов организации. В 87 году в США ввели премию по качеству от министра торговли Мэлкома Болдриджа. Потом премию по качеству стали выдавать все европейские страны, была введена Европейская премия по качеству, которую основали такие компании, как Фольксваген, Филипс, Рено, Нестле, Бритиш Телеком, Фиат и др. В России премию по качеству учредили в 96 году.
Тотальное управление качеством:
— ориентация работы предприятия на запросы потребителей;
— подбор стратегии и политики, которые будут постоянно улучшать качество продукции и услуг;
— руководство первыми лицами и администрацией всеми подразделениями компании, исходя из обязательности обеспечения требуемого качества;
— мотивация труда на должном уровне для активной работы персонала по улучшению качества, организация работы кружков качества;
— учет индивидуальных требований потребителей даже в высокопроизводительном и крупносерийном производстве;
— соответствие требованиям международных стандартов, но с учетом особенностей самой компании;
— применение системного, процессного и ситуационного подходов в управлении;
— участие в конкурсах на присуждение премий по качеству;
— инвестиции в повышение квалификации персонала, обучение смежным специальностям, а также методам разрешения проблем качества;
— сертификация продукции, систем качества, правильный анализ уже существующих проблем и разработка мероприятий по дальнейшему обеспечению качества.
Кроме того, в рамках тотального управления качеством рекомендуется создавать системы по управлению охраной окружающей среды (по стандарту ИСО 14000) и системы по управлению профессиональной безопасностью, что также повысит и эффективность, и конкурентоспособность компании.
В управлении качеством нужно использовать и рекомендации для менеджмента в целом. Тогда в распоряжение управления качеством поступят апробированные практические методы и научный фундамент менеджмента.
Обеспечение качества.
Базу качества составляют мотивированный и квалифицированный персонал, передовые технологии и полноценная материальная база. Здесь ключевым является человеческий фактор, а также заинтересованность всех работников компании в хорошей работе.
Базу качества дополняет эффективный менеджмент, с помощью которого реализуются возможности, созданные человеческим фактором и материальной базой (организация работы).
Таким образом, обеспечение качества продукции и услуг заключается в учете внешних факторов (влияющих на качество), таких как поставщики, законы, требования к качеству и государственные органы, и создании внутренних факторов, таких как материальная база, передовые технологии, эффективный менеджмент и квалифицированные, а также хорошо мотивированные сотрудники.
Комплексное управление качеством.